Словарь литературоведческих терминов Что такое Ударение, что означает и как правильно пишется. Определение

ВВЕДЕНИЕ

Ударение или акцент (лат.) -- выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи (Ударение экспираторное, называемое также силовым, тоническим или динамическим), или путем изменений высоты голосового тона (Ударение музыкальное, называемое также мелодическим ударением или тоном). И в том и в другом случае необходимо рассматривать отдельно явления ударения в слоге, слове и целом предложении. [Интернет-источник, 7]

Языки мира различаются как по допустимым в слове ритмическим схемам, так и по функциям, выполняемым в них ударением. Примером языка с исключительным разнообразием акцентных (т.е. предоставляемых ударением) возможностей является русский. Поскольку ударение может падать в нем на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию, противопоставляя пары типа: пъли - пилъ, збмок - замук и т.п. Русское ударение является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова (водб - вуду, стйны -). Более ограниченные акцентные возможности имеет английский язык. Как и в русском, ударение в нем разноместное, из чего следует возможность противопоставления пар типа: ўsubject "предмет" - subўject "подчинять", ўdesert "пустыня" - deўsert "дезертировать"; английское ударение может изменяться также и при суффиксальном словообразовании: ўsensitive - sensiўtivity. Однако словоизменительные возможности английского языка невелики, и изменения ударения при словоизменении не происходит. [Интернет-источник, 7]

Целью данной работы является изучение распространения разных типов ударения среди языков мира. Для достижения цели, необходимо выполнить ряд задач:

Изучить основные виды ударений и их функции, дать определение фонетическому слову.

Изучить явление ударения в русском языке.

Изучить распространение динамического, квантитативного и тонового типов ударения.

Рассмотреть распространение свободного и связанного типов ударения в языках мира.

Объект исследования - ударение в разных языках.

Предмет исследования - типы ударений в разных языках мира.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДАРЕНИЯ

Ударение: виды и функции

ударение слово речь акцент

Ударение или акцент (лат.) -- выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи (ударение экспираторное, называемое также силовым, тоническим или динамическим), или путем изменений высоты голосового тона (музыкальное, называемое также мелодическим или тоном). И в том и в другом случае необходимо рассматривать отдельно явления ударения в слоге, слове и целом предложении. [Интернет-источник, 6]

I. Ударение в слоге. Как показывают наблюдения над развитием языков, засвидетельствованных в памятниках древней письменности, во многих случаях система экспираторного ударения сменяет более раннюю систему музыкального. Так например в древнегреческом и древнеиндийском языках ударение было мелодическим, тогда как в новогреческом и новоиндийских языках оно является экспираторным. Отсюда неоднократно высказывавшееся рядом ученых утверждение о более архаическом характере музыкального ударения. Однако вопрос о соотношениях музыкального и экспираторного типов нуждается в дополнительных исследованиях. [Интернет-источник, 6]

II. Ударение в слове. В языках моносиллабических как например язык китайский, слоговое ударение естественно совпадает со словесным; иначе обстоит дело в языках многосложных. Здесь оно становится одним из признаков отдельного слова, или, указывая самым местом своим на конец слова, или располагая в определенной последовательности (по тону или по силе) все слоги слова в отношении к слогу ударному. В первом случае принято говорить о языках с постоянным местом ударения, во втором -- о языках со свободным или подвижным ударением. Впрочем, термин «свободное» или «подвижное» ударение означает здесь лишь то, что оно в этих языках может приходиться на любой слог слова; самое же место ударения всякий раз обязательно и не может быть изменено; более того, ударение часто дифференцирует созвучные грамматические формы и пары слов, -- ср. «руким» (Р. ед.) -- «румки» (И. мн.), «бемга» (Р. ед.) -- «бегам» (И. мн.). [Интернет-источник, 6]

Одним из следствий ослабления безударных слогов в языках с сильным экспираторным ударением является изменение качества и количества их гласных -- так называемая редукция гласных. Ее можно наблюдать например в русском языке. Здесь особенно сильно редуцируются гласные слога, предшествующего предударному слогу, и слога, следующего за ударным; слабее -- гласные более отдаленных от ударного слогов, и еще слабее -- гласные предударного слога, -- ср. напр. «сковородам», «перевернумлась». Редукция гласных необязательна, однако, в языках с экспираторным типом ударения; во многих языках она отсутствует, как в языках французском и грузинском, где редукция неударяемых слогов совершенно недопустима. [Интернет-источник, 6]

III. Ударение в предложении. Распределение музыкальных и силовых ударений в речевом целом не зависит от характера ударений в слоге и слове; напротив, именно языки с экспираторным типом ударения особенно широко используют изменение голосового тона для передачи смысловых оттенков высказывания -- для так называемой интонации. С другой стороны, усиление ударения на одном из слов предложения (так называемое логическое или фразовое ударение) определяет часто смысл всего сообщения; так в предложении «отец дал ему книгу» логическое ударение, падая на каждое слово, придает примерно следующие оттенки высказыванию -- «отец (не чужой) дал ему книгу», «отец дал (не подарил) ему книгу», «отец дал ему (не другому) книгу», «отец дал ему книгу (не игрушку)» и т. п. Иногда возможны даже сдвиги словесного ударения, связанные с семантикой сообщения; таковы например сдвиги ударений, вызванные эмфазой, стремление подчеркнуть наличное в высказывании противоположение, вновь вводимое понятие и т. п.; ср. например сдвиги ударения в таких высказываниях, как: «пятнадцать, не шестнадцать», «субъективный, не объективный» и т. п. [Интернет-источник, 6]

Очень важную роль в русском языке играют ударения, указывающие на смену интонации в сказанном и изменяющие смысл произнесенных слов. Ударение способно акцентировать основное и второстепенное в речи. Его отсутствие же показывает невыразительность речи и безэмоциональность в переживаниях. Данные состояния, в свою очередь, являются непрямыми симптомами психологических заболеваний или отклонений в речевом аппарате, задержек в его развитии. Поэтому очень важно знать о том, что такое ударение, его типы, а также уметь правильно применять его в русском языке. Это определение относится к разделу фонетики, который занимается изучением звуков в языке и речи.

Определение

Что такое ударение? Это звуковое и интонационное выделение какого-то определенного речевого компонента. По этому признаку они бывают следующими:

  • Логическое ударение - выделение слов в синтагме.
  • Синтагматическое - выделение синтагмы во фразе.
  • Словесное ударение - выделение слога в слове.

Именно с последним видом нам приходится сталкиваться постоянно. фраз подразумевает безошибочную постановку ударений в отдельно взятых словах.

Виды ударений

Ударения подразделяются по методу выделения слога из такта или слова:

  1. Силовое (динамическое) ударение - выделение слога происходит с помощью силы выдоха.
  2. Тоническое - выделение слога происходит с помощью движения тона голоса.
  3. Количественное - выделение слога происходит с помощью длительного звучания.
  4. Качественное - происходит смена

Обычно ударения не бывают абсолютно чистыми, один тип, как правило, сопровождается другим. Однако один из них является преобладающим.

В английском, чешском, русском и других языках встречается обычно динамическое ударение. В свою очередь, тоническое ударение больше распространенно в китайском, литовском и некоторых других языках.

Динамическое ударение бывает слабым и сильным. В русском языке распространено сильное динамическое. Для произношения ударного слога используется сила, которая выталкивается струей воздуха из легких. Безударные слоги изменяются и ослабляются, поскольку на них силы выдоха уже не хватает. Когда меняется звучание у безударных слогов, этот процесс называют редукцией.

Место ударения

Очень важно уметь правильно поставить ударение в любом слове, так как оно может ставиться в разных местах. По этому признаку выделяют:

  • Фиксированное - оно располагается на конкретном слоге.
  • Свободное, которое иначе называется разноместным. Оно может падать на любой слог в слове, поскольку не связано с каким-то конкретным местом в слове. Данное ударение используется, например, в русском и английском языке.

В свою очередь, свободное ударение делится еще на два подтипа:

  • Свободное постоянное. Следует отметить, что такое ударение падает все время на один и тот же слог в различных формах определенного слова. Большинство русских слов имеет, как правило, постоянное ударение.
  • Свободное подвижное. Известно, что такое ударение падает на различные слоги в разных формах одного слова. Например: пи-шу и пи-шешь.

Свободное подвижное ударение в русском языке является фонологическим средством и выполняет смысло-различительную функцию. Например: за-мок и за-мок.

Как правило, каждое слово в русском языке имеет одно ударение. Иногда некоторые самостоятельные, а также служебные слова не имеют собственного ударения и примыкают к какому-то соседнему слову как энклитики и проклитики.

К энклитикам относятся некоторые частицы: скажи-ка. Иногда к ним можно отнести и какие-то самостоятельные слова: взять за волосы.

К проклитикам можно отнести частицы, союзы, односложные предлоги. Определенные односложные предлоги в сочетании с какими-то существительными могут перетягивать ударение на себя, при этом следующее слово становится безударным. Например: за руку, без вести.

Трехсложные и двухсложные служебные слова могут быть слабоударяемыми или безударными. Слова, которые образованы путем сложения более двух основ, принято называть многосложными. Они, как правило, наряду с одним ударением могут иметь еще и побочное. На ударный слог последней основы такого слова всегда падает основное ударение, а побочное падает в его начале. Например: радиопередача. Маленькие по объему сложные слова не имеют побочного ударения: садовод.

Последовательное использование ударения в слове

В приводимых грамматических формах, лингвистических словарях, в неодносложных заголовках, в текстах для иностранцев, изучающих русский язык, а также в неодносложных заголовочных словах различных справочников и словарей используется последовательное употребление знака ударения. Это позволяет учить и читать слова правильно.

Выборочное использование ударения в слове

Выборочно знак ударения используется и в обыкновенных текстах. Оно правильно употребляется в следующих случаях:

  • Используется для того, чтобы не допустить некорректное опознание слова. Например: узнаю, дороги, потом.
  • Применяется для постановки правильного ударения в словах, которые плохо известны: ю́кола, Фе́рми.
  • Используется для предупреждения неправильного произношения слова: гренаде́р.

Правильная или ошибочная постановка ударений в словах способна существенно исказить смысл сказанного, наравне с неправильным использованием знаков пунктуации.

Называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му-жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

    Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред-последний слог, в чешском языке - на первый слог.

    В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор - догово́р, нача́ть - на́чал, сирота́ - сиро́ты.

3. Именно ударение может:

    отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас - атла́с.

    быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки - руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим - му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

    Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

    Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

    При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Особенность и значение

Огромную и особую роль в русской фразеологии играют ударения, которые указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии - как в отдельном слове, так и в целом предложении.

Основные проблемы ударений

Типы ударения

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Каждый человек хотя бы один раз в жизни попадал в неловкую ситуацию, когда он неправильно ставил ударение в слове, в произношении которого до этого времени нисколько не сомневался. Да, неправильный акцент в слове больно режет слух, но при этом ошибаются здесь практически все. Даже образованные, начитанные люди от этого не застрахованы. Ударение - это непростая тема в лингвистике. В русском языке его значимость очень велика, поскольку оно является средством различения слов.

Понятие и использование

Ударение - это яркое выделение одного из слогов в составе слова или фразы разными фонетическими компонентами (можно усилить голос, повысить тон в сочетании с интенсивностью, громкостью). Необходимо выработать навыки правильной установки словесного фона - ведь это обязательное требование для каждого диктора.

Ударение необходимо для правильной и грамотной речи. Любое слово состоит из одного или нескольких слогов. Когда в слове больше 2-х, их произносят с разной интенсивностью и громкостью. Один из них будет выделяться - это и называется словесным акцентом. Китайский, японский, вьетнамский ударяемый слог выделяют с помощью высоты тона. В древних языках - греческом или латинском - ударяемый слог выделяют с помощью продолжительности гласного звука. Также различают динамический, или силовой, удар, когда акцентированный слог выделяют с большей силой. Такой тип имеют, к примеру, русский, английский, французский языки.

Как правильно поставить ударение?

В отличие от французского или польского, в русском языке акцент свободный - он не закрепляется за определенным по счету слогом. Рассмотрим такие примеры:

  • светлый (ударение на первый слог);
  • светлеть (акцент на 2-й слог);
  • светлячок (необходимо выделить последний слог).

Правильное ударение - это цель, к которой должен стремиться каждый уважающий себя человек. Но задача усложняется тем, что акцент может падать на разные части слова (то есть он подвижный):

  • подписать (на суффикс);
  • подпись (на приставку);
  • подписывать (на корень).

Нормы ударения для большинства слов в русском языке содержатся в орфоэпическом словаре. Необходимо ознакомиться с проблемными словами и запомнить их произношение.

Почему этот вопрос актуален?

Вся проблема в том, что ударение в слове свободно по своей сути. В некоторых языках оно фиксированное, то есть всегда падает на одинаковый слог. К примеру: во французском оно постоянно на последнем слоге, в польском языке - на предпоследнем слоге, в чешском языке - на первом. Но в русском такой закономерности нет. Поэтому важно помнить, что ударение - это один из важнейших признаков грамотности человека. Поскольку четких правил для этой темы не существует, большинство слов нужно просто запоминать.

На какой слог чаще всего ставится акцент?

Впрочем, некоторые закономерности все же можно выделить. По мнению специалистов, ударение чаще всего приходится на середину слова, а также тяготеет ко второй половине:

  • СтАврополь, но СтавропОльский край;
  • вЫкарабкаться, но выкарАбкивающийся.

Правила и закономерности - как все запомнить?

Некоторые правила помогут вам поставить ударение корректно. Лингвисты отмечают 28 "особенных" корней глаголов (именно корней - глаголов существует намного больше). Вместе с приставками они формируют целый ряд глаголов, у которых в прошедшем времени в женском роде акцент переходит на флексию (окончание). Но это касается только женского рода! В остальных формах ударение остается на корне.

Представляем вам следующие глаголы, которые необходимо запомнить (можете сразу записать их в блокнот): брать, забрать, набрать, взять, ждать, спать. Какое ударение следует поставить в этом случае? Запомните: бралА, забралА, передалА, спалА, ждалА. Но забрАл, ждАли, спАли, передАли.

Часто можно встетить неправильные варианты: забрАла, прогнАла, прождАла, переврАла. По аналогии с другими формами, носители языка часто забывают переносить ударение на флексию. Но для грамотной речи такое произношение неприемлемо. Старайтесь избегать подобных ошибок.

Современные словари

Представляем вашему вниманию словари ударений, которые помогут вам улучшить вашу речь:

  1. Штудинер М.А. Словарь сложностей русского языка для сотрудников СМИ, Москва - 2016;
  2. Для большого круга читателей. Есакова Н.А. Словарь сложностей русского языка. Ударение. Грамматические формы, Москва - 2014

Не стесняйтесь заглядывать в словари как можно чаще. Ведь часто люди с детсва привыкают говорить неправильно и по этой причине не сомневаются в корректности своего произношения. Но что делать, если запоминание дается с большим трудом? Что ж, этот процесс можно сделать более увлекательным.

Существуют веселые и интересные стишки - запоминалки. Они созданы для запоминания правильного ударения в словах, где довольно часто можно совершить ошибку. Попробуйте их выучить - и вы раз и навсегда запомните, куда падает ударение в проблемных словах. А задействовав немного фантазии, можно самому придумать несколько оригинальных четверостиший.

Вот несколько хороших запоминалок:

  1. У милой Марфы, все в полоску шАрфы!
  2. В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла.
  3. Шторы нам ты не вези, мы купили жалюзИ.
  4. Часто ели тОрты - не налезли шорты.
  5. БАрмен разместил в свой блог, новый полный каталОг.
  6. Красит стены наш маляр, полки делает столЯр.

Золотое правило для запоминаний

Как придумать хороший стишок для запоминания? Подберите к слову подходящую рифму, то есть слово, в правильном ударении которого вы не сомневаетесь. Не ставьте слово в середину строки! Чтобы ударение запоминалось, рифма должна падать именно на это слово. Этот способ поможет легко и быстро запомнить ударение в словах - и вы точно не ударите в грязь лицом перед собеседником.

Загрузка...
Top