Лисице помогают ее. Изменение имен прилагательных по родам

Мы можем выбирать из множества сказок и легенд, но давайте остановимся на наиболее характерных из них.

Дьердь Рафф так пишет о лисе: «Иногда она ложится на землю, расслабляет мышцы, задерживает дыхание и притворяется мертвой.
Когда какая-нибудь хищная птица , приняв лису за падаль, приближается к ней и собирается унести с собой, она внезапно вскакивает, набрасывается на птицу и убивает ее.»

В этой сказке не все гладко, но есть в ней и доля правды. Чтобы обмануть намеченную добычу или преследователей, лиса иногда, действительно, притворяется мертвой. Это дало повод для возникновения многих историй о необыкновенной хитрости лисы . Среди них есть, конечно, такие, о которых мы можем смело сказать: это сказка.
Как, например, история о том, как ловко лыса избавляется от блох. Расскажет нам ее Геснер .
«Когда лису одолевают блохи, она берет в рот кусочек мха и идет к реке. Войдя в реку, она очень медленно погружается в воду. Блохи же перебираются на остающиеся сухими части тела. И вот из воды виднеется один только хвост с собравшимися на нем блохами. Мох лиса продолжает держать в зубах. Тем временем хвост тоже исчезает под водой, а блохи перепрыгивают на мох, который лиса теперь выпускает изо рта. Вода подхватывает мох и уносит его вместе с блохами»

Еще одна подобная лисья история. Цитируем Мишкольчн : «Когда на нее в множестве нападают осы, она забирается в тесную нору, оставляя снаружи только хвост. Когда на хвосте соберется много ос, лиса выходит из норы и сильно бьет хвостом о камень или дерево. Оглушенные ударами осы падают с хвоста на землю, и лиса поедает их.»
Здесь верно, по крайней мере то, что лиса поедает — за отсутствием лучшей пищи — довольно много насекомых. Она ловит саранчу майских жуков, дождевых червей но не хвостом.

Согласно Брему у входят в ее рацион и осы. Но мы еще не знаем, почему так хороша вооруженные, больно жалящие осы не отучат лису от охоты на них.
Рассказывают, что лиса хорошим рыболов. «Ходит по берегу и ловко приманивает рыбу . Опускает в воду лохматый хвост, в волоски которого запутываются маленькие рыбешки. Потом вытаскивает хвост, стряхивает рыбу и съедает ее.»

Лиса , действительно, любит прогуливаться по берегу речки: выискивает среди камней раков, живую или дохлую рыбу.
Об исключительной хитрости лисы рассказывают тысячи истории Мишкольчи : «Лиса никогда не ходит прямым путем, но извилистыми запутанными дорожками, отклоняясь то в одну, то в другую сторону.
Это верно. Многие животные ни возвращаются к логову прямым путём , а всегда делают изрядный крюк. Удивительно следующее утверждение: «Всегда хромает, так как у нее обе правые ноги короче левых.» Однако это наблюдение в некоторой степени соответствует действительности.

Известно, что животные из семейства собачьих передвигаются траверсом: во время бега одна из задних ног ставится между передними. Позвоночник при этом отклоняется несколько в сторону, и кажется, что животное хромает.
По Мишкольчи , для лисы нет проблем, связанных с жильем. «Лиса живет в норах , вырытых не ею самой, а хорьками или хомяками.

Она с помощью хитрости завладевает чужим жильем. Когда законного хозяина нет дома, лиса обмазывает узкий вход в нору своими вонючими испражнениями. Владелец норы не может терпеть это омерзительное зловоние и покидает свое жилище.»
Лиса, действительно, захватывает чужое жилье, но «квартира» хорька или хомяка для нее тесновата. Чаще всего она вселяется в нору барсука и при этом на самом деле пачкает вход, как это делают собаки или волки, метящие мочой границы своей территории. Для лисы же это нечто вроде объявления о вступлении во владение норой,
Согласно довольно широко распространенному представлению, лиса своим особым способом охотится на колючего ежа: мочится на него, еж переворачивается на спину и лиса хватает его за живот.

Еще одним доказательством хитрости лисы Мишкольчи считает то, что «в трудное для нее время лиса притворяется кротким домашним животным». Это так. Случается, что лиса становится совершенно ручной: подходит к человеку, позволяет себя гладить, играет с детьми. По в этих случаях лиса не притворяется. Она действительно превращается в кроткое, покорное животное, но не потому, что она вдруг «полюбила» людей.

Это происходит на определенной стадии бешенства. В Европе лиса является одним из основных распространителем этого заболевания, и тот, кто прикасается к «ручной» лисе, конечно, подвергается опасности смертельного заражения. Неосторожными бывают не только дети, но и взрослые, которые не могут устоять перед соблазном и убивают ослабевшее животное из-за красивого рыжего лисьего меха. Снимая шкуру, они наверняка заражаются возбудителями бешенства.

Действительно ли лиса такая хитрая?

Действительно ли лиса такая хитрая , как об этом говорится в легендах и сказках? Согласно высказываниям специалистов, легенды сильно преувеличивают хитрость лисы, «Хитрющая» лиса не хитрее большинства хищников, а опытные охотники даже говорят, что она менее сообразительна, чем другие животные.

Пехель-Лёше, например, пишет: «Не понимаю, почему лису считают умнее других животных . В трудных обстоятельствах она не проявляет на присутствия духа, ни находчивости, а напротив, совсем теряет голову. Раз за разом попадает в одни и те же, неумело расставленные ловушки. Беспощадно преследует обитателей лесов и полей и в то же время не может научиться распознавать ухищрения человека и избегать их.»

Как же обстоит дело в действительности? Лиса осторожное, осмотрительное и, как утверждают наблюдатели, хитрое животное . Сказки, конечно, преувеличивают. Одна из причин, но которой лисе в легендах приписывается исключительная хитрость, заключается в том, что попавшая в ловушку лиса притворяется мертвой.
Случалось, что охотник вынимал из ловушки «дохлую» добычу, забрасывал ее на плечо и отправлялся осматривать другие ловушки. Когда же он останавливался отдохнуть и клал добычу на землю, лиса вдруг вскакивала и была такова. Но это, однако, не хитрость, а безусловный рефлекс.
Так, например, спасается американский опоссум (сумчатое млекопитающее), которого даже при большом желании никак нельзя назвать хитрым.

Перейти к списку животных.

Вас может заинтересовать.

Итоговый тест за 4 класс.

Вариант 1

1. Укажи "лишнее" понятие:

1) существительное

2) предлог

3) прилагательное

4) подлежащее

5) глагол

6) местоимение

2. Укажи слова с непроверяемой безударной глас ной в корне:

1) тяжёлый 4) сторожка 7) солдат

2) директор 5) беседка 8) поляна

3) восток 6) утепляться 9) народ

3. Укажи слова, в которых пишется Ь:

1) лож... 4) удач...ный 7) печ...

2) сторож... 5) пес...ня 8) поч...ки

3) молодёж... 6) рож... 9) гараж...

4. Укажи слова, соответствующие схеме: приставка – корень – суффикс – окончание

1) раскрасил 4) посадка 7) пробежка

2) повесили 5) светлый 8) перекрасить

3) здоровье 6) ленивый 9) смастерил

5. Укажи словосочетания с окончанием "е" у суще ствительных:

1) загорал на пляж... 5) шёл по дорог…

2) упал без памят... 6) не ведал усталост…

3) убрался в комнат... 7) вычитал из книг…

4) записал в тетрад... 8) написал бабушк…

6. Укажи глаголы I спряжения:

1) читаю 4) начну 7) положу

2) шучу 5) говорю 8) тяну

3) смотреть 6) вожу 9) выхожу

7. Укажи глаголы с «и» в окончании:

1) дар...шь 4) постав...т 7) вер...шь

2) свет...шь 5) улыба...тся 8) получаешь

3) помога...т 6) ход...м 9) дума...т

8. Укажи словосочетания с прилагательными ед.ч. мужского рода:

1) лёгкие ветки 5) серебристым снегом

2) по обычному маршруту 6) утренней зарёй

3) на вечернюю прогулку 7) от дружного смеха

4) по серому небу 8) длинными крыльями

9. Укажи предложения с однородными членами:

1) По вкусу молодые веточки осины оленю и лосю.

2) Сердце матери лучше солнца греет.

3) Весело бегут по дорожкам и канавкам говорливые ручьи.

4) На быстром лету ласточки пьют воду, ловят мошек.

5) Крутой склон оврага зарос кустами черёмухи.

10. Укажи слова, в которых пишется «е»:

1) г...рой 4) р...сунок 7) до св...дания

2) пом...дор 5) инж...нер 8) гор...зонт

3) меб...ль 6) адр...с 9) картоф...ль

11. Укажи предложения, в которых сказуемое выра жено глаголом в форме ед.ч. прошедшего време ни мужского рода:

1) Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды и реки.

2) Под землёй несутся поезда метро.

3) Солнце растопило последний снег.

4) За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.

5) Скоро зацветёт школьный сад.

6) С реки потянул лёгкий свежий ветерок.

Итоговый тест за 4 класс.

Вариант 2

1. Укажи «лишнее» понятие:

1) дополнение

2) сказуемое

3) подлежащее

4) определение

5) глагол

6) обстоятельство

2. Укажи слова с проверяемой безударной гласной в корне:

1) наловил 4) золотой 7) хозяйство

2) аллея 5) запад 8) моряк

3) метро 6) хохот 9) полезный

3. Укажи слова, в которых не пишется Ь:

1) лист... я 4) стриж... 7) мощ...

2) калач... 5) гос...ти 8) ноч...ка

3) вещ... 6) идёш... 9) дуеш...

4. Укажи слова, соответствующие схеме: корень – суффикс – окончание

1) замёрзла 4) дикий 7) холода

2) солнышко 5) выпал 8) дубки

3) пушистый 6) дорожка 9) лесок

5. Укажи словосочетания с окончанием "и" у суще ствительных:

1) сердце матер... 5) сидел на изгород...

2) живёт на вол... 6) встал с кроват...

3) узнал из передач... 7) посадил на огород...

4) в одной рубашк... 8) встретились в зоопарк...

6. Укажи глаголы II спряжения:

1) рисую 4) схвачу 7) строгаю

2) учу 5) помешаю 8) краснеть

3) держать 6) солю 9) видеть

7. Укажи глаголы с «е» в окончании:

1) свет... т 4) держ...т 7) лопн...т

2) уч...т 5) боле... т 8) гон... т

3) игра...шь 6) мечта.. .шь 9) купа...тся

8. Укажи прилагательные женского рода ед.ч.:

1) строгие мамы 5) с радостной надеждой

2) лёгкую походку 6) на бледном лице

3) свежего хлеба 7) любимой бабушке

4) с верной собакой 8) осенним дождём

9. Укажи предложения, в которых пропущены запятые:

1) Лисице помогают её хитрость и ловкость.

2) Стеной стоит спелая рожь волнуется золотая пшеница.

3) Картофель – очень полезный и вкусный овощ.

4) Птицы уничтожают насекомых и сохраняют ого роды поля.

5) Сам погибай а товарища выручай.

6) Наелись напились пчёлки и полетели домой.

10. Укажи слова, в которых пишется «и»:

1) д...кабрь 4) п...сок 7) к...лометр

2) уж...н 5) д...журный 8) м...талл

3) б...лет 6) ул...ца 9) лестн...ца

11. Укажи предложения, в которых сказуемое выра жено глаголом в форме настоящего времени 3 лица мн.ч.:

1) Скоро оттают поля, разольются талые воды.

2) Стаи гусей летят низко над землёй и опускаются отдохнуть.

3) По берегам речки растёт осина.

4) Грустно было бы жить без птиц на земной планете.

5) Пушные бобры ставят прочные дома на реках.

6) Кричат грачи – первые вестники весны.

Яковлева Светлана Николаевна, учитель начальных классов, г.Санкт-Петербург

Окружающий мир, 2 класс

1. Уменьшенная модель Земли - это…

В) глобус;

С) полушарие;

2. Что не является символом государства?

D) государственная граница.

3. Сколько народов проживает в России?

А) более 150;

В) более 15;

С) в России живу только россияне;

D) не существует деления на народы и национальности.

4. Какая достопримечательность изображена на рисунке?

А) Московский государственный университет;

В) Красная площадь;

С) Храм Христа Спасителя;

D) Кремль.

5. Что такое «рукотворный мир»?

А) всё, что нас окружает и не создано человеком;

В) это всё, что нас окружает и создано руками человека;

С) исключительно поделки из глины;

D) все ответы правильные.

6. К чему относятся эти строки?

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!

А) стихотворение о Родине;

В) песня о Родине;

D) рассказ о Родине.

7. Вычеркните лишнее слово:

D) карандаш.

8. В какое время года бывают обычно грозы?

D) гроз не бывает ни в одной из перечисленных пор года.

9. Орион, Кассиопея, Большая медведица - это…

А) звёзды;

В) созвездия;

С) планеты;

D) животные.

10. Сколько существует знаков зодиака?

D) тысячи.

11. К какой группе животных относятся крокодилы?

С) пресмыкающиеся;

D) насекомые.


12. Какая птица изображена на рисунке?

D) синица.

13. Сколько материков на планете Земля?

14. Если вы идёте на Север, то, возвращаясь обратно, будете идти на… ?

D) восток.

15. Как называется линия, разделяющая Землю на 2 полушария: Северное и Южное?

А) параллель;

В) земная ось;

С) меридиан;

D) экватор.

4 класс

Тест по русскому языку

1.Подчеркни местоимения

Она, как, без, он, у, я, за, от, мы, до, вы, про, они, под, перед, над, при.

2.Поставь местоимения в нужном падеже

Ехать к (ты) _____, пишет о (мы)________, приглашать (вы)_______,

Идти к (они)_____, говорить обо (я)_______, встретить (они)_______,

Увидел (она)_____, помогать (мы)________.

3.Укажи местоимения 1-го лица.

1)с ней 3)от них 5) со мной

2)к тебе 4)от меня 6) перед нами

4.Укажи предложения, в которых местоимение является подлежащим.

2) «Не оставь меня, кум милый!»

3) К нам в гости часто приезжает брат из Тулы.

4) Рано, рано мы встаём, громко песенки поём.

5) Стою на поляне, надо мной голубое небо.

5. Укажи лишнее понятие.

1) дополнение 3) определение 5) глагол

2)подлежащее 4)сказуемое 6)обстоятельство

6.Укажи предложение по схеме: _______ _______ _ _ _ _

1)Русская берёза распустила косы.

2)Кислая клюква зимует на болотах Сибири.

3)В глубине сада тянулась аллея.

4) Хитрая лиса заметает следы.

5)Узкими полосками колосья золотились.

6)Трудолюбивые бобры построили плотину.

7. Укажи слова, в которых пишется «е»

1) г…рой 4)р…сунок 7)до св…дания

2) пом..дор 5) инж..нер 8)гор..зонт

3)меб…ль 6)адр..с 9) картоф…ль

8.Укажи слова, в которых пишется Ь

1)лист..я 3)вещ…. 5) идёш…

2)дуеш…. 4)шалаш….. 6)ноч..ка

9.Укажи предложения, в которых пропущены запятые.

1)Лисице помогает её хитрость и ловкость.

2)Сам погибай а товарища выручай.

3)Наелись напились пчёлки и полетели домой.

4)Картофель- очень полезный и вкусный овощ.

10.Укажи глаголы второго спряжения.

1)дымить 4) собирать 7) сорить

2)меть 5)плясать 8)кормить

3)чистить 6)пилить 9) печатать

11.Укажи глаголы I спр .

1) читаю 3)начну 5)тяну

2)шучу 4)говорю 6)выхожу

12.Укажи глаголы в прошедшем времени, не имеющие суффикса-Л-

1) приехала 4)служил 7) спит

2)настанет 5)писала 8)услышит

3)нёс 6)вёз 9) молчу

13.Укажи строку, в которой все глаголы в настоящем времени.

1) сохранил, навестил, задумался, выбрала.

2)лежишь, бегу, смотрю, блестит.

14. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выполни задания на листочке.

Наступает поз..няя в..сна. Со..нце щедро посыла..т свои тёплые лучи на землю. Стоит ч..десная п..года.В воздух.. звенят г..лоса птиц. Радуют сер..це яркие краски в..сенней з..мли. Пёстрым к..вром покрыты холмы. Цв..точная роспись украша.т тр..пинки и доро..ки. Ты медленно идёшь от полянк.. к полянк.. и видишь всю красоту цветов. В т..нистом и влажном л..су растёт ландыш. Все мы любим этот нежный цв..ток с тонким зап..хом. Приятно см..треть на белые колокольчики. С..храним эту крастоу для людей. Ландыш – ре..кий п..дарок в..сны.

4 класс

Тест по окружающему миру

Фамилия, имя _______________________

1.Что такое астрономия?

1)наука о живой природе

2)наука, изучающая космические тела
3)наука о Земле

2. К небесным телам относятся:

1)звёзды 2)птицы 3) бабочки 4)планеты

3.Солнце – это………

1)звезда 2) планета 3)естественный спутник Земли

4.Полярная звезда всегда находится на…..

1)юге 2)севере 3)западе 4)востоке

5.Есть ли у Земли естественные спутники?

1)есть, один 2) нет 3)есть, два

6.Различные участки Земли Солнце нагревает….

1)одинаково 2)по-разному

7.Тепловой пояс, проходящий через экватор находится….

1)полярный 2)тропический 3)умеренный

8.Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется….

1)глобус 2)географическая карта

9.В Западном полушарии находится:

1)Австралия 2)Северная Америка 3)Южная Америка

10.Самые высокие горы России это

1)Саяны 2)Алтай 3)Кавказские горы 4)вулканы Камчатки

11.Самое большое по площади озеро России

1)Ладожское 2)Онежское 3)Каспийское 4) Байкал

12.Какие океаны омывают Россию

1)Индийский, Тихий, Атлантический

2)Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический

3) Северный Ледовитый Индийский, Тихий, Атлантический

13.Природная зона арктических пустынь расположена

1)на островах Тихого океана

2)на островах Индийского океана

3)на островах Северного Ледовитого океана

14.Растения тундры

1)высокие, с мощными корнями и широкими листьями

2)низкорослые, со стелющимися корнями и мелкими листьями

15.Тайга – это

1)хвойные леса 2)смешанные леса 3)широколиственные леса

16.Характерный признак зоны степей -это

1)обилие мхов, лишайников, кустарников

2)сплошной травянистый растительный покров

3)отсутствие сплошной травянистого покрова

17.К животным пустыни относятся:

1)морж, тюлень, медведь

2)сайгак, верблюд, тушканчик

3)рысь, лев, тигр

18.На Черноморском побережье Кавказа расположена

1) зона степей 2)зона пустынь 3)субтропическая зона

19.Углубления в земной поверхности, имеющие крутые осыпающие склоны называются 1) холм 2)овраг 3)балка

20.К естественным водоёмам относятся

1)пруд, озеро, канал

2)ручей, море, река

3)водохранилище, океан, пруд

21.К полезным ископаемым относятся

1)кирпич, бетон, бензин

2)нефть, газ, глина

3)станки, вазы, ножницы

22.Узнай полезное ископаемое по описанию: «Имеет чёрный цвет, блестит. Твёрдый, но хрупкий, Горит…..

1)нефть 2)гранит 3)каменный уголь

23.Плодородие почвы зависит от количества

1)песка 2)перегноя 3)глины 4)солей

1)изначальная 2)первобытная 3)далёкая

25.Знак древнеегипетского письма называется

1)иероглиф 2)буква 3)литера

26. Христофор Колумб открыл

1)Африку 2) Америку 3)Австралию

27.Русь приняла Христианства

1)в 11 веке 2)в 9 веке 3)в 10 веке

28.Разбил шведов на реке Неве

1) Александр 2)Владимир 3)Ярослав

29.Когда состоялось Ледовое побоище?

1)Невская битва 2) Куликовская битва 3) начало книгопечатания в России

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМАМ ПРОГРАММЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ, ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ УЧАЩИМСЯ:


  1. ПЕРЕПИСАТЬ ТЕКСТ В ТЕТРАДЬ.

  2. ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ, ПЕРЕСКАЗАТЬ, А ЗАТЕМ ЗАПИСАТЬ ЕГО, КАК ЗАПОМНИЛИ.

  3. ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ВНИМАТЕЛЬНО. ПОСЛЕ ЭТОГО УЧИТЕЛЬ ДИКТУЕТ ЕГО.

  4. НАЙТИ В ТЕКСТЕ СЛОВА С ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОРФОГРАММОЙ.

  5. НАПИСАТЬ ТЕКСТ ПОД ДИКТОВКУ.

РАЗРАБОТАЛА СЕМЕНЮТИНА В. И.

2012г.
2 класс ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВО. ЗВУК. БУКВА.


У Славы жил кот. Звали кота Барсик. Сам он рыжий. Ушки и шейка белые. Хвост пушистый. Слава любил играть с котом. Барсик грозно рычал.

ПТИЦЫ.


У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это были галки. Зоя и Витя сыпали крошки хлеба. Птицы клевали корм.

В ПАРКЕ.


Пришла зима. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Вот и парк. Малыши катались с горки.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ.

ЛЕЙКА.


У Гали лейка. Эту лейку купил папа. Галя налила в лейку воду. Галя полила мак и астры.
Целый день идёт снег. У дома большие сугробы. Юра катит ком снега. Руки зябнут. Мальчики будут строить башню.

КНИГА.


Тётя Зоя купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи.

МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА.

НА РЫБАЛКЕ.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.


Лось - лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

В ЛЕСУ.


Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это же рыжая белка!
1

ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ, ШИ.

НАШИ МАЛЫШИ

Около школы детский сад. Там малыши. Мы с ними дружим. После уроков идём к ребятам. Они ждут нас. Мы читаем им книги. Играем в жмурки. Наши малыши рады.

ПЕТЯ И РЫЖИК.

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Петя взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит туда. А там уже малыши на санках.

ШИПОВНИК.

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧА, ЩА.


За рекой дубовая роща. Мы часто гуляем в роще. Звонко поют чижи. Цветут ландыши. Как они душисты! Берегите эти цветы. Не рвите их.

В ЛЕСУ.


Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. И в каждом гнёздышке птенцы. Они пищат, пищу просят.

ДЯТЛЫ.


Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧУ, ЩУ.

ДВА ТОВАРИЩА.

Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришёл Слава Щукин. Стали решать вместе. И задача у друзей вышла. Так Слава помог товарищу.

ПОМОГЛИ.


Колхозники сушили сено. Ребята шли в лес. Большая туча закрыла небо. Надо убрать сено до грозы. Быстро стали работать граблями. Колхозники с ребятами успели убрать душистое сено.

Живёт в пруду щука. Там плавают ерши и лещи. Прячутся рыбы от щуки. Но щука хитрая. Она караулит свою добычу. Щука - рыба хитрая.

БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ.

ДЕЖУРНЫЕ.

Дежурные идут в школу пораньше. Надо вымыть доску, полить цветы. Сегодня дежурят Лёня Гришин и Оля Морозова. Оля открыла окно. Леня принёс мел. Пришла учительница Елена Васильевна. Скоро урок.

В ДЕРЕВНЕ.

Галя и Володя уехали летом в деревню. Ребята помогали на огороде. С дядей Мишей сушили сено. С тётей Настей доили коров. У дедушки Матвея ели мёд. Хорошо отдыхали ребята!

СОМОВЫ.


Иван Петрович Сомов работает на заводе. Там делают станки. Старший сын Андрей живёт в деревне. Дочка лена - школьница. А мать Мария Николаевна - ткачиха. Семья Сомовых дружная.

БОЛЬШАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ.

У ВСЕХ ДЕЛА

Катя Орлова читала книгу. Брат Вася писал письмо товарищу. Собака Пальма грызла косточку. А кот Барсик спал на ковре. Ему снилось тёплое молоко.

У Коли живёт собака Полкан. Коля учит собаку служить. Коля и Полкан пришли к реке, j Мальчик кинул в реку палку. Поплыл Полкан по воде. Собака достала палку.


ТЕАТР ЗВЕРЕЙ.

На сцене сказочный терем. В нём дружно живут собака Мушка, кошка Дымка, Петя-петушок, енот Тишка, ворона Кара. Теремок сторожит собака Шубка.


3

В ЛЕСУ.


Поют чижи. Снегирь клюёт. Белка кормит деток. Сова днём спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве. Ужи шипят. Соловей поёт весёлую песню.

НА РЕКЕ


. Пришла тёплая весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. Птицы ныряли и ловили рыбу.
Март на дворе. Днём сильно греет солнце. На дорогах лужи. Звенит капель. Скоро растает снег и лёд. Прилетят грачи и скворцы. Саша и Таня повесят скворечники.

ПРЕДЛОГИ.

АИСТЫ.


Аисты свили гнездо на крыше дома. В гнезде пищали птенцы. Аисты летали на болото за кормом. Вдруг аисты пропали. Ребята стали кормить птенцов из рук. За лето птенцы выросли. Пришла осень. Птицы улетели на юг.

КОСТЯ.


Пришли с работы мама и папа. Костя накрыл на стол. Он поставил кашу с мясом. Налил в стаканы молоко. После ужина Костя убрал всё со стола. Он вымыл посуду.

ПЕТУШОК


. Ходит по двору петушок. На голове красный гребешок. Под носом красная бородка. Нос у Пети долотом. Хвост у Пети колесом. На хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает.

СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?
ЛЕС.

Странный в сентябре лес. В нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная трава. Тёплое солнце и холодный ветер. Песни и тишина.


СИНИЦА.

Под окно прилетела синица. Головка у неё в чёрной кепочке. На шее и на груди длинный чёрный галстук. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка яркая, жёлтая, словно в жилете. Щиплет синичка сало тоненьким клювом.


В МОРЕ.

По морю плывёт большой теплоход. Сильный ветер гонит волны. Ласковое солнышко спряталось за тучу. Летят белые чайки. Огромная рыба вильнула хвостом. Это хищная акула.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
НА МОРЕ.

Автобус привёз ребят на морской берег. Красив вид на море. Плывут по волнам лодки. Белеет парус яхты. На берегу большой пляж. Ребята сняли обувь, одежду. Скорей в воду!


ЛЕТОМ.

Жарко. Борис и Глеб бегут на пруд. Вот берег. Тут пляж. Мальчики ныряют в воду. Долго купались мальчики. Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.


ЛЕС ЗИМОЙ.

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз!

СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС ЧТО ДЕЛАЕТ?
ВЕСНА.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. Звонко стучит дятел. Присел на пенёк заяц. Звери и птицы рады теплу и весне.

Саша встаёт в семь часов. Он делает зарядку, моет лицо и руки, чистит зубы. Саша убирает постель, завтракает и идёт в школу. После школы мальчик обедает. Потом готовит уроки. Он решает задачи, рисует, учит стихи.


УТКА.

Утка в пруду ныряет, купается. Клювом своим пёрышки перебирает. Глядит уточка в воду и крякает громко и весело.

МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
ЗИМА.

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!


ЗИМНИЙ ВЕЧЕР.

На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Бабушка вяжет. Юра читает. Маленькая Надя слушает. Кот Васька лёг спать в уголке.


СНЕЖНЫЙ ЗАЙЧИК.

День был тёплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
САД НА ОКНЕ.

На дворе март. За окном холодно. А в классе тепло. Ребята устроили на окне сад. В банках с водой стоят ветки. Цветёт тополь. На ветках вербы зелёные листочки.


НА РЕКЕ.

Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с братишкой сидим у самой воды. Вот клюнула рыба. Я тащу леща. Брат хвалит меня. Хорош рыбак!


ВЕСНА.

Вот и прошла зима. Идёт весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают пернатых гостей.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
ДЯТЕЛ.

Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? Вот он. Прилетел на сосну. Когтями в кору вцепился и застучал клювом. Как он только не устаёт.


ВЕСНОЙ.

Хорошо весной в лесу! Деревья надели зелёный наряд. Звонко поют птицы. Вот полянка. Сколько на ней красивых цветов! Весело играет здесь детвора.


ЁЖИК ПРОПАЛ.

У Алёши жил ёжик. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Куда он делся? Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Вдруг из сапога ёжик выпал. Ну и домик нашёл себе ёж!


СКОРО ЛЕТО.

Скоро наступит жаркое лето. Все ребята уедут отдыхать. Я поеду в деревню Дубровку. Там есть река Вязьма. Старший брат Володя научит меня плавать.


БЕЛКА.

В старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая белка. Она часто прыгает по веткам. Насушила белочка грибов. В гнезде большие запасы. Там орехи и шишки. Это корм зверьку на всю зиму.


НАША КОШКА.

Нашу кошку кличут Муркой. Она очень красивая. У Мурки пушистый рыжий хвост. Глаза зелёные. Наша Мурка ходит тихо. У кошки ушки на макушке. Любит Мурка лакать язычком молоко.


РЫБНАЯ ЛОВЛЯ.

За мельницей большой пруд. Игорь и Вася удили там рыбу. В пруду жили маленькие окуньки и караси. Хорошо клевала рыба! Игорь поймал окуня. У Васи жирный карасик. Ребята были рады.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь).
В ЦИРКЕ.

Илья и Петя любят ходить в цирк. На арене выступает обезьянка. На ней нарядное платье. Клоун бьёт в тарелки. Обезьянка едет на одном колесе. В зале смех и веселье.

Выходит клоун. Он бросает и ловит шары и тарелки.
ЗВЕРИ ЗИМОЙ.

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лиса залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом.


ВОРОБЬИ ПОМОГЛИ.

В саду над деревьями кружили бабочки. Они положили яички на листья. Из яичек вывелись гусеницы. Они ползли по сучьям и с жадностью ели свежие листья. В сад прилетели воробьи. Птицы поклевали всех гусениц. Они спасли сад.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ И НА КОНЦЕ СЛОВА.
ПРУД.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут берёзки и дубки. Вода в пруду прозрачная, гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.


В ЗООПАРКЕ.

Каждый Новый год в Московском зоопарке зажигается большая ёлка. На ёлке много разных игрушек. А вокруг ёлки на большой площадке устраивают хоровод. Дети катаются на осликах, на пони, на санках. Тут выступает медведь. Весело прыгают белки и заяц. Дети очень любят ходить в зоопарк.


СНЕГ.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!


СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО?, ЧТО?
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Все животные раньше были дикими. Человек приручил многих. Он заботился о них, разводил для себя. Такие животные стали домашними. Рядом с человеком живут лошади, коровы, собаки, гуси, утки, рыбы, пчёлы. Лошадь перевозит грузы. От коровы получают молоко и масло. Собаки сторожат колхозное добро. Птицы дают яйца, перья, пух. От пчёл человек получает мёд.


ЯНВАРЬ И ФЕВРАЛЬ.

Январь – самый суровый месяц. Мороз рисует узоры на стёклах. Всё покрыто снегом. Лес стоит в сугробах.

К концу января заметно прибавится день. Солнышко дольше светит. С крыш свисают первые маленькие прозрачные сосульки.

Февраль – самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в феврале. Солнце с каждым днём поднимается всё выше, ярче светит, больше греет.


УЛОВ.

Я и мой товарищ пошли удить рыбу. Озеро Глубокое находилось за полем. Дорога шла через рожь. На берегу мы поставили шалаш из еловых веток.

Ночь была звёздная. Утром луч солнца осветил поляну. Товарищ разбудил меня. Мы закинули удочки. Попались ёрш, щука и лещ. С крупной рыбой попадалась и мелочь. Улов был большой.

СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
ВЕСНА.

Наступает весна. Лес чистится и готовится надеть весенний наряд. Возвращаются к нам перелётные птицы. Прилетят, затрещат, засвистят, запоют весёлые песни. Будут вить гнёзда, выводить птенцов.


ПРОБУЖДЕНИЕ.

Погода разъяснилась. Солнце поднимается над горизонтом. Утренняя заря золотит всю окрестность. Свежий ветерок пошёл порхать и бродить над землёй. Всё живое пробуждается.


БУРЯ.

Облака начинают закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась. Налетели тучи, загудел ветер, зашумел тёмный лес, загремел гром. Буря разразилась.

ДРУЗЬЯ ПТИЦ.

Солнце льёт на землю яркие лучи. Весело бегут по дорожкам и канавкам говорливые ручьи. Зеленеет молодая травка. Летят с юга стаи птиц. У школьников праздник. Ребята встречают пернатых друзей. Группа ребят вешает на берёзу и осину птичьи домики. Кричат грачи – первые вестники весны. Скоро звонкие голоса птиц разбудят тишину полей и лесов.
ЗАЩИТА.

Каждый зверёк спасается от своих врагов. Зайку выручают его быстрые ноги. Пушистая белка легко убежит от врага по деревьям. У ежа своя хорошая защита – колючки. Услышит ёж шум, свернётся тут же в колючий комок. Попробуй тронь! Рыжей лисице помогают её хитрость и ловкость. Многих зверей выручает цвет их шубки.


ГРОЗА.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!


ВСЁ ЦВЕТЁТ.

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветви все в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Он гудит – так много пчёл берут первый мёд.

К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли – нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.
НА КАРНАВАЛЕ.

Скоро Новый год. Ребята готовят костюмы. Они делают маски из бумаги. Юля Гуськова шьёт юбку. У неё будет костюм Красной Шапочки. У Пети Шишкина костюм клоуна. Костюм Пети состоит из шапки и пяти разных оборок на воротнике. У Раи на платье золотые звёздочки.

На утреннике встретят друг друга Золушка и Айболит, Дюймовочка и Буратино. Они будут плясать в хороводе вокруг ёлки.
ЛЕСНЫЕ САНИТАРЫ.

Муравьи – лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник – это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги. В плохую погоду муравьи прячутся в муравейники и закрывают все входы и выходы.

Если разорить муравейник – погибает муравьиная семья. Тогда в лесу появляется много вредных гусениц. Они губят деревья и кустарники.

Кит – самое большое животное на свете. Он имеет длинное тело – в двадцать пять метров и больше. Большой кит весит шестнадцать тонн. В пасть кита может войти лодка. Но глотка у него узкая. Он глотает только мелкую рыбёшку.

Киты живут в океане. Они плавают небольшими стаями по три или четыре кита вместе. Детёныши имеют длину около восьми метров. Растут они медленно. Взрослым считают кита в двадцать лет.


СМЕЛЫЙ ПОСТУПОК.

Алик пришёл из школы домой. В квартире пахло дымом. Мальчик открыл комнату соседей. Чёрные клубы дыма вырвались из двери.

Алик побежал звонить о пожаре. Но тут он услышал плач ребёнка и бросился назад. Плакала девочка. Он схватил её за руку и выбежал во двор.

В доме осталась ещё одна девочка. Алик поспешил за ней. От дыма слезились глаза. Мальчик нашёл в углу малышку и вытащил её на воздух.


ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА.

Наступает раннее летнее утро. Мы отправляемся в соседнюю рощицу. Ровными рядами стоят молодые берёзы. На нижних листочках играют золотистые лучи утреннего солнца. В зелёной листве деревьев поют птицы. По всей окрестности разливаются птичьи песни. На опушке мы напали на спелую землянику. Сколько душистых ягод краснеет в высокой траве!

За рощей начинается овраг. На дне глубокого оврага журчит ключ. Мы идём к нему. Нам хочется выпить чистой ключевой воды. Хорошо сидеть около родничка, пить прохладную воду!

БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЗВАНИЯХ СТРАН, ГОРОДОВ, УЛИЦ, РЕК.
МОЙ АДРЕС.

Я живу в Москве. Мой адрес: улица Чехова, дом пять. Рядом большая площадь Пушкина. На ней стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину. К Красной площади идёт улица Тверская.


НА РЕКЕ ОКЕ.

Тепло грело солнышко. Андрей и Серёжа пошли к реке. Вот и река Ока. Ребята шли по берегу. По воде плыли льдины. Дул свежий ветерок. Хорошо было у реки!


ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ.

Наше село – Быково. Тут кругом лес. За лесом деревня Уваровка. На дороге пыль. Это стадо идёт в деревню. Тут и наша коза Белка. Звонко лают Шарик и Барбос. Блеют овцы и козы.

1. а). Лыжи , ужи н, ежи, жиры, лужи, ножик, ужи, моржи, животные, стрижи, чижи, жилище, мыши, пружина, жители, шина, шило, ландыши, машина, шишка, шалаши, шиповник, тишина, кувшин, калоши, шинель, груши, жизнь, живот, карандаши, крыши, уши, малыши, жители;

б). Ши рокий, хороший, пушистый, жидкий, жирный, живой, душистый, большие, чужие, рыжие, свежие;

в). Кружит, бежит, шипит, сторожит, дружит, шить, живёт, дышит, дрожит, служит, спешит, смешит, шить.

2. а). Ча сы, чашка, чай, грачата, крольчата, туча, задача, удача, встреча, дача, чайка, зайчата, часть, овчарка, внучата, роща, площадь, щавель, чаща, гуща, чайник;

б). Стучат, кричат, рычат, молчат, качают, лечат, пищат, трещат, защищают, навещают.

3. а). Щу ка, чугун, чулан, чулок, чудак, чурка, чудо, чучело, чудовище, чушь, чубук, чурбан, щупальцы;

б). Чуткий, чужой, чудесный, чудовищный, чулочная, щуплый;

в). Стучу, кричу, лечу, шепчу, учу, ищу, пищу, молчу, хочу, щуриться.

4. а). Дочк а, почка, бочка, кочка, ночка, печка, речка, свечка, кучка, тучка, Жучка, спичка, дощечка, внучка, колючка, прачка, привычка, пуговичка, точка, тачка, качка, птичка, водичка, гвоздичка, очки, яблочко, яичко, лисичка, сестричка, клубничка, скучн о, точный, речной, овощной, ночной, срочный, уличный, ночной, шуточный;

б). Девочк а, веточка, ласточка, розочка, цветочки, лампочка, носочки, стеночка, полочка, палочка, деточ-ка косточка, кисточка, стрелочка, булочка, лодочки, курочка, кнопочка, Леночка, козочка, пеночка; пенёчки, денёчки, крышечка, крошечка, Юлечка, колечко.

в). Ночь (ж.р.), мяч (м.р.), мышь, карандаш, дочь, кирпич, ковш, молодёжь, мелочь, сторож, стриж, врач, товарищ, борщ, лещ, грач, этаж, плач, рожь, горечь, фарш, чушь, палач, плюш, плющ, гараж, дрожь, тушь, тишь, сыч, ключ, меч, глушь, помощь, дичь, вещь, течь, речь, ложь, малыш, луч, багаж, печь, трубач;

г). Ручьи , сучья, ночью, за печью, дочью, шью, чья, чьи, заячьи, волчьи, птичье, девичья.

5. Соло ма, моро з, поросёнок, дорога, жаворонок, город, здоровье, молоко, молоток, огород, соловей, голод, сорока, воробей, ворона, корона, ворота, горох, ворот, голова, молодец, порошок, творог, корова, коробка, воронка, борозда, борона, сторона, сторожка, болото, холод, полотно, волосы, полоса, колобок, борода.

6. Ре ка - реки, вода, земля, страна, мосты, дома, места, сады, слова, следы, гнездо, гора, цветы, село, рога, овца, стена, окно, дома, болезнь, столовая, скала, сосна, лиса, стрела, трава, леса, снежок, дрова, ковёр, коза, гроза, роса, сосна, шары, нора, змея, дрова, столяр, строитель, водитель;
воздушный, морской, ночной, полевой, полезный, ледяной, небесный.

7. Шуб ка - шуба, шапка, трубка, зубки, дубки, грибки, загадка, берёзка, головка, пуговка, завивка, дорожка, подружка, крышка, кружки, снежки, серёжки, книжки, ножки, бумажки, рыбки, бережки, рожки, крылышки, сапожки, тетрадки, сторожка, лошадка, площадка, морковка, ошибка, пирожки, утюжки, голубки, овражки, зарядка, губка, бабка, коробка, пробка, рябчик, лапка, тряпка, улыбка, будка, грядка, соседка, сетка, лодка, беседка, нитка, репка, ложка, крошка, рубашка, бородка, селёдка, поездка, повязка, лепёшка, варежки, ромашка, флажки, заплатка, незабудка, грудка, палатка, шёрстка, лебёдки, объедки, детки, походка;

Слад кий - сладенький, гладкий, близкий, городской, дерзкий, узкий, низкий, просьба, косьба, резьба.

8. Класс , русский, группа, ванна, аллея, Анна, Алла,
антенна, суббота, касса, грамм, килограмм, дрожжи,
хоккей, масса, программа, перрон, шоссе, металл, сумма, гамма, кросс, грипп, троллейбус, туннель, аккуратный, рассказ, аппетит, пассажир, экспресс, иллюстрация, коллектив, коллекция, территория, терраса, тонна, ссора, суффикс;

Конный, осенний, лимонный, сонный, длинный, старинный, туманный, стенной, ранний.

9. Серд це, солнце, праздник, лестница, здравствуйте,
радостный, грустный, честный, устный, поздний,
свистнул, капустный, звёздный, ненастный, пастбище, счастливый, местный, окрестный, известный, прелестный, тростник, крепостной, редкостный, областной, яростный, доблестный;
вкусный, чудесн ый, прекрасный, ужасный, опасный, интересный.

10. Осень (ж.р.), лось (м.р.), кровь, день, олень, уголь, конь, ель, тень, гусь, пень, зверь, дверь, огонь, мать, лошадь, медведь, тетрадь, снегирь, метель, постель;

Пеньк и, деньки, угольки, коньки, зверьки, огоньки, килька, письмо, зорька, судьба, ходьба, просьба, мальчик, мельница, колокольчик, сосулька, тьма, пальцы, пальма.

11. Семья , соловьи, воробьи, жильё, ручьи, колья, лью, пью, шью, стулья, перья, вьюга, вьюн, друзья, платье, листья, варенье, бурьян, старьё, скамья, судья, ученье, обезьяна, Илья, здоровье, сучья, прутья, деревья, бельё, хлопья, ателье, сыновья, братья, Татьяна, чутьё, счастье, ненастье, печенье, ружьё, Дарья, Наталья.



12. Подъе зд, съел, съедобный, съезд, въезд, разъезд, объезд, объём, подъём, подъёмный, съёмка, подъехал, въехал, объехал, съехал, объявление, разъяснение.

13. Словарные слова:

Животные: верблюд, воробей, ворона, дятел, сорока, жаворонок, жеребёнок, заяц, корова, лисица, лягушка, медведь, обезьяна, петух, поросёнок, собака, соловей, телёнок, цыплёнок, ягнёнок, ястреб, ящерица.

Люди : агроном, бригадир, гражданин, дежурный, директор, женщина, инженер, коллектив, командир, коммунист, космонавт, матрос, мужчина, народ, отец, пассажир, пионер, правительство, председатель, ребята, русский, язык, солдат, товарищ, ученик, учитель, человек, шофёр, фамилия

Растения: арбуз, берёза, горох, земляника, малина, капуста, картофель, клевер, морковь, овёс, овощи, огурец, орех, осина, помидор, пшеница, сирень, смородина, солома, стебель, тополь, урожай, хлопок, яблоко, ягода, ячмень.

Вещи : багаж, барабан, билет, валенки, газета, инструмент, карандаш, кастрюля, коньки, корзина, костюм, кровать, лопата, мебель, мешок, молоток, одежда, пальто, пенал, полотенце, портрет, посуда, рисунок, салазки, сапоги, скатерть, стакан, тарелка, телефон, тетрадь, топор, учебник.

Транспорт: автомобиль, автобус, комбайн, корабль, машина, самолёт, сеялка, телега, трактор, трамвай, электровоз.

Природа: берег, болото, ветер, восток, горизонт, дорога, запад, иней, месяц, мороз, облако, песок, погода, север.

Неделя : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Месяц: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, календарь.

Времена года: зима, весна, лето, осень.

A) столица, город, Киев, Москва, страна, Украина,
Россия, деревня, Родина, улица, адрес;

Б) библиотека, квартира, комната, класс;

B) метро вагон, вокзал, путешествие, экскурсия, лагерь, костёр;

Г) сахар, килограмм, завтрак, обед;

Д) беседа, до свидания, здравствуйте,

Е) оборона, победа, салют, свобода;

Ж) чёрный, жёлтый, металл, хозяйство, шоссе, электричество, электростанция;

З) вперёд, назад, влево, вправо, налево, направо, слева, справа, всегда, теперь, вчера, завтра, здесь, однажды, около, потом, сверху, снизу, сегодня, сейчас, хорошо, аккуратно, легко, медленно;

14. Числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять; одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать; двадцать,

тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят,

восемьдесят, девяносто, сто, миллион, миллиард;

первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.

15. Молодость , весёлость, честность, храбрость, верность, смелость, трусость, радость, глупость, жестокость, гордость, гадость, жалость, жадность, бодрость, ловкость, твёрдость, мягкость, ловкость, старость, зрелость, спелость, бедность, вежливость;

16. Чистот а, доброта, красота, полнота, простота, высота, широта, прямота, темнота, чернота;

17. Белизн а, желтизна, кривизна, голубизна, новизна;

18. Медвежонок, галчонок, зайчонок, дружок, прыжок, гребешок, сверчок, бельчонок, волчонок, верблюжонок, собачонка, крючок, рычажок, девчонка, толчок, скачок, бережок, стручок, пучок, рубашонка, свечой, лапой, ножом, чужой, большой;

Печёнка, тушёнка, шёпот, жёлтый, чёрный, счёты, счёт, решётка, щёчка, щёлка, щётка, щёлкать;

20. Цы ган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыганка, цыганёнок;

Ци рк, циркуль, цикада, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, цинк, циновка, циркуляция, цистерна, цитата, цитрус, цифра, циферблат;

станци я, милиция, традиция, коллекция, полиция, ситуация, инфекция, революция;

синицы , молодцы, куницы, границы, мастерицы,

храбрецы, удальцы, больницы;

сестрицын , лисицын, куницын, курицын, птицын, синицын;

20. ШЁЛ - ушёл, пришёл, зашёл, вышел, обошёл, вошёл, перешёл, прошёл, сошёл, нашёл, пошёл, подошёл;

21. А) З десь, з дание, з доровье, з ги, з дравствуйте;

Б) С делать, сбить, сдача, сбежал, сбросить, сберечь, сдвинуть, сберкасса, сбоку, сбор, сбривать, сбруя, сглупа, сгорать, сгиб, сглазить, сгладить, сгнить, сгребать, сдать, сдувать, сгрызть, сгущёнка, сдобная, сдавать;

В) За шёл, забрал, заехал, зазеленели, забежали, загуляли;

Г) По шёл, поехал, побежал, попрыгал, посмотрел, постригли;

О красили, от бежал, отпрыгнул, открыл, отвёртка, отмыть, открытка, открывалка, отрезать, откусить, ото двинуть;

Е) Про бежал, проехал, прошёл, просмотрел, прочитал, проплыл, пронёс, провёз;

Ж) При шёл, прибежал, прикрыл, пришкольный, приморский, пригорок, пригородный, привязал, прибил, пришил, принёс, приусадебный, прижать;

3) Пре старелый, прекрасный, преуспеть, презабавный, предавать, прелестный;

Тексты для списывания и диктантов

1. Эдуард Шим - писатель. Его рассказы и сказки открывают для ребят удивительный и волшебный мир. Этот мир населен живыми травами, птицами, насекомыми, зверями.

Прочти его книгу «Цветной венок». (27)

2. Стояла холодная зима. Птицы голодали. Школьники решили открыть птичью столовую. Они сделали кормушки и повесили их на де­ревьях в школьном дворе. Всю зиму ребята кормили пернатых друзей. (27)

3. Старшая сестра

У Юли есть младший брат Миша. Утром Юля умывает его, помогает ему одеться. Она отво­дит братишку в детский сад. Вечером Юля играет с Мишей, читает ему книжки.

4. На даче

Олег и Юра живут в Москве. Летом они поедут на дачу. Там живёт дедушка Семён. Рядом с деревней лес и река Клязьма. Ребята любят ходить в лес. Мальчики будут удить рыбу. (33)

Каждый зверёк спасается от своих врагов. Зайку выручают его быстрые ноги. Пушистая белка легко убежит от врага по де­ревьям. У ежа своя хорошая защита - колючки. Услышит ёж шум, свернётся тут же в колючий комок. Попробуй тронь! Рыжей лисице помогают её хитрость и ловкость. Многих зверей выручает цвет их шубки. (50)

6. Почему?

У меня за окном полочка для птиц. Чаще других прилетают к кормушке воробьи. Но я их не прогоняю. По воробьям я узнаю погоду. Вот воробьи гладенькие. Значит, тепло на дворе. А то приле­тят взъерошенные, надутые. Тут береги уши и нос!

Я давно заметил, что в мороз воробьи пушистые. (49)

7. Поганки

У съедобных грибов главный - белый. У поганок - бледная поганка. Берегитесь её! В ней находится самый сильный из всех грибных ядов.

Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку легко. От всех съедобных грибов она отличается по виду. Ножка её будто вылезает из горлышка горшочка. На шляпке белые обрывочки. (52)

8. Почему Оля не сорвала цветы?

Утром Оля шла в школу. Около дороги увидела ромашку. Какой красивый цветок! Оля хотела сорвать его и отнести в школу. Но вдруг увидела на лепестке капельку росы. А в ка­пельке - солнышко, голубое небо, зелёное поле и высокий то­поль. Засмотрелась девочка на капельку росы и не сорвала цветок.(52)

9. На уроке чтения

Андрей не прочитал новый текст. Он надеялся, что его не спросят. Учительница вызывала мальчика на предыдущем уроке.

В этот день все дети плохо читали рассказ. Учительница вызвала и Андрея: «По­кажи, как надо читать». Мальчик покраснел. Он еле-еле прочитал по слогам текст.

С этого времени Андрей никогда не приходил с неподготовленными уроками. (55)

10. На лугу

Зелёный луг блестит на солнце. По всей окрестности разли­ваются запахи цветов и трав. Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. Порхают над цветами лёгкие бабочки с красивыми крылышками. А в густой траве си­дит большой зелёный кузнечик. Над лугом льются звонкие голо­са птиц. (62)

11. Ёжик проснулся!

Ранним утром проснулось весеннее солнце и взглянуло на зем­лю. Лёгкий мороз покрыл лужицы прозрачным льдом. Лучи ярко­го солнца растопили утренний лёд. По глубокому оврагу побежал весёлый говорливый ручеёк.

Под корнями старого дуба была маленькая норка. В норке сладко спал колючий ёжик. Он не хотел вставать. Но холодный ручеёк забрался в сухую постельку и разбудил ежа. ёжик вышел из своего зимнего домика. Он был рад солнцу и весне. (69)

Кит - самое большое животное на свете. Он имеет длинное те­ло-в двадцать пять метров и больше. Большой кит весит шестнадцать тонн. В пасть кита может войти лодка. Но глотка у него узкая. Он глотает только мелкую рыбёшку.

Киты живут в океане. Они плавают небольшими стаями по три или четыре кита вместе. Детёныши имеют длину около вось­ми метров. Растут они медленно. Взрослым считают кита в двад­цать лет. (69)

13. Лесные санитары

Муравьи - лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник - это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник сте­бельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги. В плохую пого­ду муравьи прячутся в муравейники и закрывают все входы и вы­ходы.

Если разорить муравейник - погибает муравьиная семья. Тог­да в лесу появляется много вредных гусениц. Они губят деревья и кустарники. (72)

14. Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом ты пойдёшь в лес, то на листьях, в траве видны алмазы. Алмазы блестят и переливаются на солн­це разными цветами: жёлтым, красным, синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы блестят на солнце.

Капли катаются по листку и не мочат его. Бывало, сорвёшь такую чашечку, тихонько поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, И росинка эта вкуснее всякого напитка покажется. (75)

15. Летом в лесу

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только ни увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины, ёлочки выгибают колючие ветви. Красуется кудрявая берёзка с ду-шистыми лис­точками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырез­ные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит ивол­га. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще раздаётся треск. Уж не медведь ли это? (76)

16. Интересная загадка

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кру­жилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, и просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду. Он посмеялся надо мной и всё мне объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. (78)

17. Болото

Большие площади на Земле занимают болота. Какая польза от них человеку? Давайте посмотрим.

Словно на сказочной скатерти лежат по болоту съедобные при­манки. Осенью зреет на глади болот целебная клюква. Летом лю­ди собирают здесь золотистую морошку.

В чудесных кладовых лежат целые тонны съедобных даров. Всегда ли легко дойти до этих кладовых? Ходить по болоту опас­но. В зыбком ковре можно увязнуть. Но люди обходят опасные места и собирают дары болота.

Под моховым ковром гниют остатки растений. Под ним зале­гает тёмный пласт ценного торфа. (82)

18. Хвосты

Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул, и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без хвоста они не смогли бы летать. Белка перепрыгивает с ветки на ветку, рулит своим хвостом. У обезьяны это ещё одна рука. Лошади и коровы хвостом отгоняют мух. В хво­сте у гремучей змеи погремушка. Ею она отпугивает врагов. Если поймать ящерицу за хвост, то он оторвётся. На его месте выра­стет новый! (86)

Загрузка...
Top